0
15.01.2018

В одном из гомельских СМИ Александра Сушкова сравнили с вождем мирового пролетариата: «такая же харизматичная бородка, хрестоматийная жилетка, ну и глаз с прищуром». Александр если не предводитель гомельской богемы, то явно один из ее успешных деятелей. Он начал выставляться с 1983 года, а признание у взыскательной европейской публики получил более 25 лет назад. Уже тогда, во времена повсеместного дефицита, его картины приобретались для иностранных частных коллекций.

Александр Сушков родился в г.Гомеле в 1955 году. Рано стал увлекаться рисованием, посещал студию изобразительного творчества В.П.Покаташкина. В 1976 году поступил в Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года на отделение промышленной графики. Учился на курсе у Ю.Б.Ларина и В.А.Волкова.

Александр был членом Союза художников Беларуси, однако сознательно вышел из него и прочих творческих объединений. Помимо этого, он отказался от групповых выставок в пользу персональных.

В последние годы А.Сушков успешно участвует в громких проектах: его работы победили в гомельском этапе арт-проекта «Zabor», были выставлены в финальной экспозиции этого проекта в Национальном художественном музее Республики Беларусь. В 2014 году он принял участие в выставке современного белорусского искусства «Авангард: от квадрата к объекту», проводимой в Минском павильоне БелЭкспо во время Чемпионата мира по хоккею с шайбой.

В своих работах Александр использует разные материалы: от штукатурки, железных прутьев и булавок до помятой бумаги.

У работ А.Сушкова есть одна небольшая особенность: автор оставляет маленькую карикатуру, своеобразное «краткое содержание картины», на обратной стороне холста.

Сушков работал и как дизайнер-декоратор, поэтому он прекрасно чувствует цвет и композицию. Так, им была полностью разработана концепция и стиль одного из гомельских кафе «Чайков», стены которого украшают работы мастера. Александр иногда работает как разработчик интерьера, в большинстве случаев для того, чтобы разработать подходящую «оправу» для своих картин.

— Ведь как бывает: понравилась картина, купил, принес домой. И тут понимаешь, что картина совсем не вписывается в интерьер. А ведь картина должна быть частью этого интерьера, украшать его, — рассуждает художник.

Работы А. Сушкова многократно экспонировались в разных городах Беларуси. Давно утерян счет персональным выставкам на просторах бывшего СССР: выставки проходили в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове. Также нашего земляка тепло принимали в Италии (г. Рим), Германии (г. Бадвильдунген, г. Эхинген, г. Ульм, г. Кисинген), в Испании (о. Мальорка), в Голландии (г.Дордрехт, г.Гаага, г.Амстердам), в США (шт.Хьюстон).

Сушков – человек с хорошим чувством юмора. И этот юмор он с успехом переносит на свои работы.
Например, история картины «Бабы улетели».

— Может, полетели? – спрашиваю.

— Нет. Улетели. Потому что я их послал.

В начале своего творческого пути Александр называл свой стиль «мрачнизмом». В нем преобладали темные тона и пессимистичные идеи. Сейчас у Александра совсем другой стиль, в его нынешнем творчестве вообще нет злых или грустных работ. В его картине «Мужик и черт» даже бес выглядит добрым, а мужик совсем не пьяным. Козерог на одноименной картине больше похож на котика.

История картины «Подсматривающий» началась в 1976 году. Тогда она была начата как автопортрет, однако чем-то все не удовлетворяла художника, и тот постепенно добавлял, исправлял, дописывал. В конце концов, он решил отложить ее на время и вернуться позже с новыми силами. И возвращался. Каждые несколько лет, добавляя или исправляя элементы, долго не давался головной убор – уж слишком буржуазной казалась ему эта кепка. Позже она превратилась в берет. Художник даже выбрасывал эту картину, но потом искал и приносил назад. Никак она ему не поддавалась, никак не мог сказать себе: все, закончил. Действительно закончил автор свою работу аж через 40 лет после начала – в 2016 году. Правда, сейчас она уже называется не «Автопортрет», а «Подсматривающий». Хотя, на наш взгляд, у автора и у картины по-прежнему много общего. И самое основное – этот узнаваемый взгляд с фирменным прищуром, с узнаваемой хитрецой.

Одна из работ А.Сушкова украшает Национальный центр современных искусств (г.Минск). Это интерпретация Тайной вечери, которую А.Сушков назвал «Страсти». Это 10-метровое полотно, где помимо общеизвестных персонажей, появились две женщины и добавили страстей.

— Живопись – это такая игра. Не нужно зацикливаться на том, гениально ли это. Нужно просто писать дальше, не оборачиваясь назад. Только так можно каждый раз изобретать что-то новое, — говорит художник о своих принципах в работе.

— Сделал работу, закрой дверь, возьми гвозди и забей дверь. Иди в другую комнату и делай другую работу. Это для того, чтобы не подсматривать у себя же. Я не сторонник протаскивать одну идею через всю свою творческую жизнь.

Справочно:

Арт-проект Zabor – это новый способ познакомить людей с искусством. Репродукции картин современных белорусских художников экспонируются не в музеях или галереях, а под открытым небом, прямо посреди города — вдоль заборов и на оградах белорусских парков. Выставка проводилась во всех областных городах Беларуси, а также в Варшаве и в Париже. Содействие данной выставке оказал один из основателей крупнейшего белорусского автомобильного холдинга « Аталнт-М» Олег Хусаенов. Выставка проходит с 2012 года.

________

Материал подготовлен с использованием открытых источников интернета, сайтов artcurator.by, Newsgomel.by.