0
15.01.2018

Сергей Портенков окончил исторический факультет Гомельского университета имени Ф. Скорины, 11 лет работал художником-бутафором в Гомельском областном драматическом театре, а последние 10 лет занимается тем, что создает из металла насекомых, динозавров и подобных им фантастических существ. Вместо глины и гипса у скульптора – запчасти автомобилей, компьютеров, бытовой техники, часов, и дворники от троллейбуса, и элементы духовых инструментов.

Что-то Сергей подбирает сам на барахолках, на «специализированных» свалках, что-то отдают знакомые. Все знают: после разборки-сборки автомобильного двигателя осталась лишняя деталь — неси Портенкову. То же относится к старым музыкальным инструментам, бытовым приборам, иным металлическим устройствам.

Крепятся все эти детали исключительно болтами и гайками – автор категорически против сварки и пайки. Все соединения должны быть «живыми», руки-ноги-хвост— двигаться, пасть — открываться. У некоторых «насекомых» есть провода, идущие к элементам питания – кажется, будто они сейчас задвигаются.

«Вот это кусок духового инструмента, — рассказывает мастер про одного их своих жуков. — Это дворники от троллейбуса. Это мышка компьютера. Это часть стиральной машины. Эту сетку нашел на улице ржавую.  А это я не знаю что…»

Мастерская у скульптора в подходящем месте – в «бункере»  мотоклуба «Ночные волки».

В 2015 году нашего необычного скульптора заметили организаторы одной из самых престижных художественной выставки Art Capital, где выставляются 2 тысячи мастеров более чем из 40 стран мира.  По итогам этой выставки гомельчанину Сергею Портенкову была присуждена премия Тейлора.

Справочно:

Премия Тейлора была учреждена в 1844 г. французской Ассоциацией художников, скульпторов, архитекторов, граверов и дизайнеров. С тех пор она ежегодно вручается в двух направлениях искусства: живописи и скульптуре. В 2015 году в выставочном комплексе “Гран Пале” в Париже в экспозиции Art Capital впервые участвовали и белорусские художники.

История успеха

Организаторы заинтересовались (!) творчеством С.Портенкова и стали искать контакта (!!) с художником в интернете. А его там просто нет — как нет многих людей старшего поколения, привыкших обходиться без компьютера. Тогда через знакомых минчан французы смогли связаться с Гомелем и попросили Сергея сделать копию металлического Уробороса (в мифологии – это змея, пожирающая свой хвост – символ бесконечности), но уже из бумаги — таково было условие выставки того года. Как говорит Портенков: “Я просто не знал, на что соглашался, соревнуясь с такими мировыми знаменитостями. Нельзя было использовать ни одной детали из металла. Технология чем-то похожа на папье-маше, но с креплением на бумажные детали. Очень велико было искушение взять металлические винтики. Думал, что не будут же его просвечивать рентгеном. Но решил, что все должно быть честно! Только бумага и клей ПВА. Поначалу бумажный Уроборос элементарно расползся. Пришлось переделывать его на три точки опоры и ставить на плотный бумажный штырь. Многое мешало тогда. Но настойчивость моей жены Майи, верившей в меня и просившей доделать эту работу вопреки всему, помогла как ничто другое”. Так бумажная копия стального змея по­следней прибыла в Париж самой в последний день приема работ. А уже через день стала первой!

Свою победу во французском конкурсе и персональную выставку в Гомеле художник по металлу Сергей Портенков посвящает памяти безвременно ушедшей жены Майи.

— Пойдем, кое-что покажу, — Портенков что-то поворачивает под брюхом одного из питомцев. Начинает тихо, но навязчиво тикать таймер. Напряжение растет.

— Что отсчитывает этот таймер? – спрашиваю.

—  Не бойся, не взорвется. Это таймер от газовой плиты, —  шутит улыбчивый создатель железных насекомых.

 

_______

При подготовке данного текста использовано личное интервью автору статьи и материалы с сайтов www.onliner.by и www.gp.by.